Урок 3. Базовые интерфейсные возможности#

Для каждого слушателя, чтобы он мог выполнить практические задания, описанные ниже, в системе были созданы модули «Библиотека». Код каждого модуля при этом формировался по шаблону lbrXX, где XX – порядковый номер пользователя, под которым будут выполняться задания. Модуль содержит свой собственный набор классов, бизнес-объектов, выборок, а также собственного приложение «Управление библиотекой XX». При этом все описанные ниже задания порядкового номера не содержат, и при их выполнении необходимо корректировать свои действия с учетом порядкового номера пользователя, под которым вы подключились к системе.

Задание 1. Настройка табличного интерфейса#

Чтобы изменить настройки табличного интерфейса:

  • Откройте справочник «Автор» (Меню: Справочники/Авторы);

  • Вызовите операцию «Настройка видимости колонок»;

  • В открывшемся диалоге добавьте для отображения колонки: «idClass», «Идентификатор», «gid»; уберите видимость колонок «Не используется», «Дата окончания использования».

  • Измените порядок столбцов с помощью перетаскивания:

  • Выполнить операцию «разместить все колонки на экране».

  • Уменьшите ширину колонки «ФИО».

  • Включите сортировку по столбцу «Имя» кликнув по названию столбца.

  • Закройте и заново откройте интерфейс. Состав колонок и порядок их следования должен соответствовать настройкам, сделанным ранее

Для возвращения в исходный вид – необходимо выполнить операцию «Восстановить настройки по умолчанию».

  • Откройте интерфейс «Книга» (меню: Справочники/Книги);

  • Выполните операцию «Загрузить данные полностью».

  • Выполните операцию «Область группировки». Отобразиться область группировки.

  • Перетащите в область группировки заголовок колонки «Издатель».

  • Выполните операцию «Развернуть всё дерево». В результате интерфейс должен иметь вид примерно, как на рисунке ниже.

  • Добавьте в область группировки заголовок колонки «Автор»;

  • Выполните операцию «Раскрыть всё дерево».

Задание 2. Настройка универсального фильтра#

Создайте персональную настройку в универсальном фильтре, которая будет отбирать только книги с количеством страниц меньше 300 и которые входят в каталог «Художественная литература».

Для того чтобы задать параметры фильтрации универсального фильтра:

  • Откройте интерфейс «Книги» (меню: Справочники/Книги).

  • Вызовите настройки универсального фильтра нажав на кнопку «Фильтр» на панели операций.

  • В открывшемся интерфейсе нажмите на кнопку «Подбор». Слева откроется панель с атрибутами, которые доступны для данного интерфейса.

  • Двойным кликом добавьте атрибуты «Каталог» и «Кол-во страниц» в настройку универсального фильтра.

  • Для атрибута «Каталог» в настройке оставьте вид сравнения «Равно» и выберите в значении фильтра каталог с наименованием «Художественная литература».

  • Для атрибута «Кол-во страниц» укажите вид сравнения «Меньше» и в значение фильтра введите «300».

  • Нажмите кнопку «Выбор».

В результате в интерфейсе будут отфильтрованы записи, согласно указанным в фильтре настройкам. Сохраните сделанные настройки, чтобы их не надо было настраивать каждый раз. Для этого:

  • В выпадающем меню универсального фильтра вызовите операцию «Сохранить настройки».

  • В открывшемся диалоге задайте имя настройки и нажмите «Выбор»

Примечание

Если для настройки указать признак «По умолчанию», то при открытии интерфейса настройки данного фильтра будут применяться по умолчанию. Если в свойстве «Общедоступная настройка» выбрать значение для «Всех», то настройка будет доступна для всех пользователей.

Примените только что созданную настройку универсального фильтра. Для этого:

  • Закройте и откройте заново справочник книг.

  • Вызовите операцию универсального фильтра «Загрузить настройку»

Задание 3. Сохранение табличной части интерфейса в Excel#

Сохраните данные из табличной части интерфейса «Книги» в файл формата Excel. Для этого:

  • Откройте интерфейс «Книги» (меню: Справочники/Книги).

  • Выполните операцию контекстного меню «Загрузить данные полностью».

  • Выполните операцию контекстного меню «Сохранить как…».

  • В открывшемся диалоге выберите требуемое расширение файла: *.xls или *.xlsx.

В результате должен быть сформирован файл выбранного формата. Откройте его чтобы убедиться, что все данные табличной формы интерфейса выгружены в файл.

Задание 4. Создание нового пользовательского справочника#

Создайте новый пользовательский справочник «Место рождения» и наполните его тестовыми данными. Для этого:

  • В приложение «Настройка системы» откройте список универсальных справочников (меню: Сущности | Универсальные справочники).

  • Создайте новую запись, в коде указав «Lbr_BirthPlace», а в наименовании – «Место рождения»

  • В детализации, на вкладке «Элементы универсального справочника» добавьте позиции с соответствующими наименованиями: Москва; Санкт-Петербург; Ясная поляна, Тульская область; Дублин, Ирландия.

Задание 5. Добавление универсальной характеристики#

Добавьте несколько новый универсальных характеристик:

  • Место рождения

  • Страна;

  • Город;

  • Дата рождения Чтобы добавить характеристику «Место рождения» выполните следующие действия:

  • В приложении «Настройка системы» откройте перечень универсальных характеристик (Меню: Сущности | Универсальные характеристики).

  • Добавьте новую запись, воспользовавшись операцией «Создать».

  • Введите код «idBirthPlace» и наименование «Место рождения». К коду и наименованию необходимо добавить постфикс, соответствующий номеру пользователя, под которым вы подключились к системе.

  • Тип данных выберите «Ссылочный на универсальный справочник».

  • В атрибуте «Тип объекта» выберите ранее созданный универсальный справочник «Lbr_BirthPlace».

  • Сохранитесь.

Чтобы добавить характеристику «Страна»:

  • Добавьте новую запись с кодом «sCountry» и наименованием «Страна».

  • В атрибуте «Тип» выберите значение «Значимая».

  • В атрибуте «Тип данных» выберите значение «Строковый».

  • Сохранитесь. Аналогичным образом создайте характеристику «Город» с кодом «sCity» и характеристику «Дата рождения» с кодом «dDateOfBirth». При этом для характеристики «Дата рождения» тип данных установите «Дата».

Задание 6. Настройка групп справочника#

Измените группировку справочника «Авторы», добавив в группу «Зарубежная литература» несколько вложенных групп на свое усмотрение. Например, «Средневековье», «Эпоха Возрождения», «Классицизм. 17 век», «Эпоха просвещения». Для этого:

  • Откройте справочник авторов (меню: Справочники | Авторы).

  • Перейдите в интерфейс редактирования, используя операцию «Редактирование групп».

  • В интерфейсе редактирование воспользуйтесь операциями «Создать» и «Создать на уровень ниже».

  • Закройте интерфейс редактирования групп, обновитесь в области группировки и убедитесь, что добавленные вами групп отобразились корректно.

Для группы «Отечественная литература» добавьте ранее созданную универсальную характеристику «Место рождения». Для этого:

  • Откройте интерфейс редактирования групп.

  • Выделите группу «Отечественная литература».

  • На закладке «Атрибуты группы» добавьте универсальную характеристику, воспользовавшись операцией «Создать атрибут из универсальных характеристик».

Примечание

Чтобы были доступны для редактирования характеристики группы, необходимо нажать на кнопку «Редактировать в списке»

  • Откройте карточку справочника, которая принадлежит указанной группе, перейдите на вкладку «Характеристики» и убедитесь в том, что добавленная характеристика выводится и доступна для редактирования.

  • В группу «Русская литература 18 века» аналогичным образом добавьте универсальную характеристику «Дата рождения».

  • Открывая карточки справочника убедитесь в том, что в характеристиках карточек, входящих в группу «Русская литература 18 века» добавлено две универсальные характеристики («Место рождения» и «Дата рождения»), а в характеристиках карточке, входящих в группу «Русская литература золотого века (19 ВЕК)» выводится лишь первая добавленная характеристика «Место рождения».